Случай 1. Вал изношен, а ремонтные вкладыши не выпускаются. Ситуация довольно типична для мотоциклов и современных двигателей.
В последнее время все чаще производители выпускают «одноразовые» двигатели, которые будто бы не подлежат ремонту. Их нельзя разбирать, а только менять либо целиком, либо «шорт-блоком» (нижнюю часть двигателя без головки блока), причем никаких внятных объяснений не дается. Если случай признается гарантийным, то проблем никаких. А если нет? Получается очень накладно.
Итак, типичный случай: имеется износ вала и отсутствие ремонтных вкладышей. Что делать?
Мы поступаем следующим образом: для начала ищем ремонтные вкладыши в каталогах запчастей для вторичного рынка – очень часто удается найти ремонтные вкладыши, не поставляемые фирмами-изготовителями двигателей. Если нет – подбираем вкладыши от другого автомобиля с соответствующей доработкой (перегибание по диаметру, перебивка замков, обрезание по ширине, проточка канавок, сверление отверстий и т.д.) См. фото 1:
1 – старые изношенные вкладыши (образец)
2 – заготовка (подобранные вкладыши)
3 – вкладыши перегнуты и обрезаны в размер
4 – готовые вкладыши
![Фото 1. Доработка вкладышей для двигателя мотоцикла.](images/engine-repair/img-1.jpg)
![Фото 2. Наваренная шатунная шейка коленвала.](images/engine-repair/img-2.jpg)
В крайнем случае, если не удается ничего подобрать, то выручает наварка шейки. Конечно, само слово «наварка» пугает, но, если все делать грамотно, то результат обычно хороший – у нас есть опыт, когда валы выхаживали сотни тысяч километров без поломок. Главное, убедиться, что навариваемый вал без трещин.
Случай 2. Вкладыш провернулся и разбил свое посадочное место в блоке цилиндров.
Обычно все это выглядит примерно так:
![Фото 3. Проворот втулки балансирного вала (Мицубиси, двигатель 4G63).](images/engine-repair/img-3.jpg)
(Мицубиси, двигатель 4G63).
![Фото 4. Проворот коренного вкладыша (Мицубиси, двигатель 4G63).](images/engine-repair/img-4.jpg)
(Мицубиси, двигатель 4G63).
Отверстия под втулки и вкладыши валов в блоках цилиндров выполняются с большой точностью, чтобы обеспечить хорошее прилегание вкладыша по всей поверхности. Если просто поменять вкладыш в поврежденном отверстии, то его рано или поздно (а чаще – сразу) провернет снова. Поэтому посадочные отверстия (постели) под вкладыши необходимо проверять и при необходимости ремонтировать. Очень важно, чтобы при ремонте не «ушла» ось вала, иначе двигатель потом будет просто невозможно собрать – не встанет на место промежуточная шестерня газораспределительного механизма, поршни будут упираться в прокладку головки блока, не говоря уже о трудностях с подсоединением коробки передач. Поэтому подход в каждом конкретном случае разный, но смысл всегда один и тот же – надо не просто восстановить отверстие в блоке цилиндров, но и добиться, чтобы это не повлияло на работоспособность блока цилиндров.
Для ремонта постели балансирного вала отверстие растачивается в больший диаметр, изготавливается дополнительная втулка, в которую запрессовывается «родная» втулка, и весь получившийся «бутерброд» вставляется в блок цилиндров.
![Фото 5. Отверстие расточено в больший диаметр (Мицубиси, двигатель 4G63).](images/engine-repair/img-5.jpg)
(Мицубиси, двигатель 4G63).
![Фото 6. «Бутерброд» установлен в блок цилиндров (Мицубиси, двигатель 4G63).](images/engine-repair/img-6.jpg)
(Мицубиси, двигатель 4G63).
Если речь идет о коренных вкладышах, то способ ремонта выбирается, исходя из величины повреждения: если отверстия повреждены не сильно (речь идет о сотых долях миллиметра), то можно занизить крышки или саму поверхность блока под крышки, а затем расточить отверстия в первоначальный размер.
![Фото 7. Занижение крышек на специальном станке «Sunnen».](images/engine-repair/img-7.jpg)
специальном станке «Sunnen».
![Фото 8. Занижение поверхности блока цилиндров на фрезерном станке (Мерседес-Бенц, двигатель М137 (V-образный, 12 цилиндров).](images/engine-repair/img-8.jpg)
на фрезерном станке (Мерседес-Бенц, двигатель
М137 (V-образный, 12 цилиндров).
Если постель в блоке цилиндров повреждена очень сильно, то можно перед расточкой подварить поверхности – мы умеем это делать как по алюминию, так и по чугуну.
![Фото 9. Подварена постель в алюминиевом блоке цилиндров (БМВ, двигатель М52).](images/engine-repair/img-9.jpg)
цилиндров (БМВ, двигатель М52).
![Фото 10. Подварена постель в чугунном блоке<br />цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).](images/engine-repair/img-10.jpg)
цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).
![Фото 11. Расточка постели на горизонтально-расточном станке «AZ» (Мицубиси, двигатель 4G63).](images/engine-repair/img-11.jpg)
станке «AZ» (Мицубиси, двигатель 4G63).
![Фото 12. Расточка постели в блоке цилиндров FIAT (V-образный, 8 цилиндров).](images/engine-repair/img-12.jpg)
FIAT (V-образный, 8 цилиндров).
Последняя доводочная операция – хонингование постели, в результате получаем идеальную соосность отверстий.
![Фото 13. Хонингование постели в блоке цилиндров (Мерседес-Бенц, двигатель М137 (V-образный, 12 цилиндров).](images/engine-repair/img-13.jpg)
(Мерседес-Бенц, двигатель М137 (V-образный, 12 цилиндров).
Случай 3. Разбиты отверстия в головке блока цилиндров под распредвал и изношены шейки распредвала.
Для головки блока цилиндра не менее, а может быть, даже и более важно, чем для блока, добиться, чтобы не «ушла» ось распредвала, особенно если применяются гидротолкатели. Поэтому основной способ ремонта – расточка отверстий «как чисто» и наварка шеек распредвала. Иногда приходится подваривать отверстия постели.
![Фото 14. Последствия работы распредвала без подачи масла (Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).](images/engine-repair/img-14.jpg)
масла (Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).
![Фото 15. Оплавление и наволакивание на постель (Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).](images/engine-repair/img-15.jpg)
(Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).
![Фото 16. «Съеденная» шейка распредвала (Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).](images/engine-repair/img-16.jpg)
(Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).
Этот случай достаточно сложный. Здесь придется специально изготавливать сегменты и вваривать их в постель с последующей расточкой всей постели. Шейка распредвала наваривается и шлифуется.
![Фото 17. Предварительная расточка (Ауди, двигатель 1,8 л, 20 клапанов).](images/engine-repair/img-17.jpg)
(Ауди, двигатель 1,8 л, 20 клапанов).
![Фото 18. Сегменты изготовлены и подогнаны по месту.](images/engine-repair/img-18.jpg)
Случай 4. Втулки распредвала под обработку.
Самый простой случай: втулки устанавливаются на свои места, а затем протачиваются в нужные размеры.
![Фото 19. Установка втулок распредвала в блок цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).](images/engine-repair/img-19.jpg)
цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).
![Фото 20. Расточка втулок распредвала в блоке цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).](images/engine-repair/img-20.jpg)
цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).
Очень важно добиться совмещения отверстий для подачи масла. Втулка устанавливается при помощи оправки на специальный клей.