Проворот вкладышей. 


Случай 1. Вал изношен, а ремонтные вкладыши не выпускаются. Ситуация довольно типична для мотоциклов и современных двигателей.

В последнее время все чаще производители выпускают «одноразовые» двигатели, которые будто бы не подлежат ремонту. Их нельзя разбирать, а только менять либо целиком, либо «шорт-блоком» (нижнюю часть двигателя без головки блока), причем никаких внятных объяснений не дается. Если случай признается гарантийным, то проблем никаких. А если нет? Получается очень накладно.

Итак, типичный случай: имеется износ вала и отсутствие ремонтных вкладышей. Что делать?

Мы поступаем следующим образом: для начала ищем ремонтные вкладыши в каталогах запчастей для вторичного рынка – очень часто удается найти ремонтные вкладыши, не поставляемые фирмами-изготовителями двигателей. Если нет – подбираем вкладыши от другого автомобиля с соответствующей доработкой (перегибание по диаметру, перебивка замков, обрезание по ширине, проточка канавок, сверление отверстий и т.д.) См. фото 1:

1 – старые изношенные вкладыши (образец)

2 – заготовка (подобранные вкладыши)

3 – вкладыши перегнуты и обрезаны в размер

4 – готовые вкладыши

 Фото 1. Доработка вкладышей для двигателя мотоцикла. Фото 2. Наваренная шатунная шейка коленвала.
 Фото 1. Доработка вкладышей для двигателя мотоцикла.  Фото 2. Наваренная шатунная шейка коленвала.

В крайнем случае, если не удается ничего подобрать, то выручает наварка шейки. Конечно, само слово «наварка» пугает, но, если все делать грамотно, то результат обычно хороший – у нас есть опыт, когда валы выхаживали сотни тысяч километров без поломок. Главное, убедиться, что навариваемый вал без трещин.

 

Случай 2. Вкладыш провернулся и разбил свое посадочное место в блоке цилиндров.

Обычно все это выглядит примерно так:

Фото 3. Проворот втулки балансирного вала (Мицубиси, двигатель 4G63). Фото 4. Проворот коренного вкладыша (Мицубиси, двигатель 4G63).
Фото 3. Проворот втулки балансирного вала
(Мицубиси, двигатель 4G63).
Фото 4. Проворот коренного вкладыша
(Мицубиси, двигатель 4G63).

Отверстия под втулки и вкладыши валов в блоках цилиндров выполняются с большой точностью, чтобы обеспечить хорошее прилегание вкладыша по всей поверхности. Если просто поменять вкладыш в поврежденном отверстии, то его рано или поздно (а чаще – сразу) провернет снова. Поэтому посадочные отверстия (постели) под вкладыши необходимо проверять и при необходимости ремонтировать. Очень важно, чтобы при ремонте не «ушла» ось вала, иначе двигатель потом будет просто невозможно собрать – не встанет на место промежуточная шестерня газораспределительного механизма, поршни будут упираться в прокладку головки блока, не говоря уже о трудностях с подсоединением коробки передач. Поэтому подход в каждом конкретном случае разный, но смысл всегда один и тот же – надо не просто восстановить отверстие в блоке цилиндров, но и добиться, чтобы это не повлияло на работоспособность блока цилиндров.

Для ремонта постели балансирного вала отверстие растачивается в больший диаметр, изготавливается дополнительная втулка, в которую запрессовывается «родная» втулка, и весь получившийся «бутерброд» вставляется в блок цилиндров.

Фото 5. Отверстие расточено в больший диаметр (Мицубиси, двигатель 4G63). Фото 6. «Бутерброд» установлен в блок цилиндров (Мицубиси, двигатель 4G63).
Фото 5. Отверстие расточено в больший диаметр
(Мицубиси, двигатель 4G63).
Фото 6. «Бутерброд» установлен в блок цилиндров
(Мицубиси, двигатель 4G63).

Если речь идет о коренных вкладышах, то способ ремонта выбирается, исходя из величины повреждения: если отверстия повреждены не сильно (речь идет о сотых долях миллиметра), то можно занизить крышки или саму поверхность блока под крышки, а затем расточить отверстия в первоначальный размер.

Фото 7. Занижение крышек на специальном станке «Sunnen». Фото 8. Занижение поверхности блока цилиндров на фрезерном станке (Мерседес-Бенц, двигатель М137 (V-образный, 12 цилиндров).
Фото 7. Занижение крышек на
специальном станке «Sunnen».
Фото 8. Занижение поверхности блока цилиндров
на фрезерном станке (Мерседес-Бенц, двигатель
М137 (V-образный, 12 цилиндров).

Если постель в блоке цилиндров повреждена очень сильно, то можно перед расточкой подварить поверхности – мы умеем это делать как по алюминию, так и по чугуну.

Фото 9. Подварена постель в алюминиевом блоке цилиндров (БМВ, двигатель М52). Фото 10. Подварена постель в чугунном блоке<br />цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).
Фото 9. Подварена постель в алюминиевом блоке
цилиндров (БМВ, двигатель М52).
Фото 10. Подварена постель в чугунном блоке
цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).
Фото 11. Расточка постели на горизонтально-расточном станке «AZ» (Мицубиси, двигатель 4G63). Фото 12. Расточка постели в блоке цилиндров FIAT (V-образный, 8 цилиндров).
Фото 11. Расточка постели на горизонтально-расточном
станке «AZ» (Мицубиси, двигатель 4G63).
Фото 12. Расточка постели в блоке цилиндров
FIAT (V-образный, 8 цилиндров).

Последняя доводочная операция – хонингование постели, в результате получаем идеальную соосность отверстий.

Фото 13. Хонингование постели в блоке цилиндров (Мерседес-Бенц, двигатель М137 (V-образный, 12 цилиндров).
Фото 13. Хонингование постели в блоке цилиндров
(Мерседес-Бенц, двигатель М137 (V-образный, 12 цилиндров).

 

 

Случай 3. Разбиты отверстия в головке блока цилиндров под распредвал и изношены шейки распредвала.

Для головки блока цилиндра не менее, а может быть, даже и более важно, чем для блока, добиться, чтобы не «ушла» ось распредвала, особенно если применяются гидротолкатели. Поэтому основной способ ремонта – расточка отверстий «как чисто» и наварка шеек распредвала. Иногда приходится подваривать отверстия постели.

Фото 14. Последствия работы распредвала без подачи масла (Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).
Фото 14. Последствия работы распредвала без подачи
масла (Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).

 

Фото 15. Оплавление и наволакивание на постель (Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов). Фото 16. «Съеденная» шейка распредвала (Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).
Фото 15. Оплавление и наволакивание на постель
(Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).
Фото 16. «Съеденная» шейка распредвала
(Ауди, двигатель 1,8 (20 клапанов).

Этот случай достаточно сложный. Здесь придется специально изготавливать сегменты и вваривать их в постель с последующей расточкой всей постели. Шейка распредвала наваривается и шлифуется.

Фото 17. Предварительная расточка (Ауди, двигатель 1,8 л, 20 клапанов). Фото 18. Сегменты изготовлены и подогнаны по месту.
Фото 17. Предварительная расточка
(Ауди, двигатель 1,8 л, 20 клапанов).
Фото 18. Сегменты изготовлены и подогнаны по месту.

 

 

Случай 4. Втулки распредвала под обработку.

Самый простой случай: втулки устанавливаются на свои места, а затем протачиваются в нужные размеры.

Фото 19. Установка втулок распредвала в блок цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»). Фото 20. Расточка втулок распредвала в блоке цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).
Фото 19. Установка втулок распредвала в блок
цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).
Фото 20. Расточка втулок распредвала в блоке
цилиндров (Мерседес-Бенц «Актрос»).

Очень важно добиться совмещения отверстий для подачи масла. Втулка устанавливается при помощи оправки на специальный клей.